ТОП-5 самых популярных киберспортивных дисциплин
Топ 10 Киберспортивных дисциплин
Компьютерные игры — это не только развлечение и «убийца времени», в наше время игры стали настоящим спортом. По ним уже более 10 лет проводят всевозможные соревнования и чемпионаты, в том числе и мирового уровня.
Многие киберспортивные игры – командные, но есть и соло дисциплины, где всегда противостояние идет 1 на 1. К игрокам и командам большие требования, многие спортсмены обладают очень быстрой реакцией, отличным умением играть, а также общими качествами, позволяющими легко сыгрываться с командой и противостоять стрессам во время многочисленных переездов и во время соревнований.
Дисциплин и игр, которые можно назвать киберспортивными – немало, но все из них прошли испытание временем. Мы подготовили для вас список десяти лучших современных киберспортивных игр, и расскажем про их историю и проводимые соревнования.
Легендарная прародительница жанра MOBA, карта для Warcraft 3. DotA стала киберспортивной дисциплиной на пике популярности, благодаря тому что в то время на всех турнирах по Warcraft 3 была дополнительная сессия по ней. Также она дебютировала как игровая дисциплина на World Cyber Games, которые были в свое время крупнейшим событием в мире киберспорта.
В наше время компания Valve организовывает чемпионаты по игре DotA 2, которые проходят в нескольких различных лигах и регионах, в том числе и на мировом уровне. В этом году прошел чемпионат мира The International 2015, в котором был разыгран призовой фонд в более чем $18 млн, что сделало киберспорт более прибыльным, чем множество других классических видов спорта.
Эта MOBA игра от компании Riot Games, созданная командой, в которую входят создатели оригинальной Defense of the Ancients, сразу же после релиза стала одной из основных киберспортивных дисциплин, отличается наличием системы рейтинговых игр и лиг и огромной инфраструктуры региональных и мировых чемпионатов. Дебютировала как киберспортивная дисциплина на World Cyber Games в 2010 году, а с 2011 года проходит отдельный Чемпионат мира по League of Legends, с большим призовым фондом.
В 2013 году Соединенные Штаты Америки официально признали профессиональных игроков в Лигу Легенд профессиональными спортсменами, и процесс оформления визы теперь для них упрощен. Эти изменения позволяют профессиональным игрокам оставаться в США на срок до 5 лет. Это стало огромным шагом для киберспорта в целом. В данный момент проходит Чемпионат мира 2015, в котором за первенство и призовой фонд в $3 млн сражаются лучшие команды со всего мира.
Новая MOBA от Blizzard, которая позиционируется как игра в жанре «Hero Brawler». В игре собраны герои из разных вселенных других игр Blizzard, а игровой процесс проходит по своим уникальным правилам, но общий процесс подобен Defense of the Ancients – две команды по 5 человек сражаются между собой на различных картах, а цель – уничтожить главное здание на базе врага. Как известно, практически все продукты компании Blizzard надолго становятся дисциплинами в киберспорте. Судя по всему, HotS не станет исключением.
Еще до официального релиза игры, начались различные киберспортивные игры по Heroes of the Storm, а первый чемпионат мира пройдет в этом году на BlizzCon. На данный момент HotS является одной из самых быстро развивающихся дисциплин. Множество киберспорт-организаций начали собирать составы и команды для игры в HotS .
Hearthstone является коллекционной карточной онлайн игрой, основанной на пошаговых сражениях один на один между двумя противниками. Игроки могут выбирать режимы игры, каждый из которых имеет небольшие отличия от остальных. Когда пользователь начинает играть, он получает стартовый набор, состоящий из «базовых» карт. В последующем можно приобретать редкие и более мощные карты путём покупки комплектов карт или получать карты как награду за участие в играх на Арене. Впервые игра была представлена в 2013 году, а в 2014 уже вышел в релиз.
В ноябре 2013 года на BlizzCon 2013 состоялся Innkeeper’s Invitational — первый в мире турнир по Hearthstone. Двухдневные состязания транслировались на Twitch и BlizzCon. В 2014 прошел первый чемпионат мира по Hearthstone, в котором 16 лучших игроков со всего мира сражались за звание Чемпиона и призовой фонд в $250,000. Первым Чемпионом мира стал James «Firebat» Kostesich, заработав $100,000 призовых. А в этом году в рамках BlizzCon 2015 пройдет Мировой турнир.
Стратегии стали первыми киберспортивными играми, которые собирали вокруг себя множество профессиональных игроков и целые лиги. Основными дисциплинами на World Cyber Games всегда были Warcraft 3 TFT и StarCraft, но со временем, так как они устарели, им на смену пришла игра StarCraft 2, одна из самых сложных и известных дисциплин в киберспорте.
В начале 2012 года Blizzard Entertainment анонсировали StarCraft II World Championship Series, серии чемпионатов с множеством этапов и отборочных игр, завершившиеся финалами World Championship Finals в городе Шанхай, Китай. Первым чемпионом мира по StarCraft 2 стал профессиональный игрок из Кореи Lee-Sak «PartinG» Won, он выиграл Кубок чемпиона и $100,000 призовых. После этого игра стала одной из основных дисциплин Battle.net World Championship Series, которая проводилась в 2013-14 году, и уступила место чемпионату мира на BlizzCon.
Counter Strike – самый известный шутер в киберспорте. Он являлся дисциплиной более чем в 10 различных больших чемпионатах и сериях турниров, и в огромном количестве местных соревнований. В данный момент Counter-Strike: Global Offensive остается основной дисциплиной в таких киберспортивных лигах и турнирах как Electronic Sports League (ESL) и Intel Extreme Masters.
Кроме сторонних турниров от киберспортивных лиг, компания Valve организовывает Основные Чемпионаты (majors). В них очень большие призовые фонды, и к их проведению в игре появляются определенные предметы и события. В 2015 году на турнирах по Counter-Strike: Global Offensive было разыграно более $3.8 млн призовых.
В отличие от множества других киберспортивных дисциплин, файтинги отличались хорошей зрелищностью, привлекали огромную публику к просмотру соревнований и всегда были очень требовательны к личному «скиллу» игрока. Mortal Kombat не был исключением, и потому в мире проходило множество локальных и глобальных соревнований и чемпионатов.
А в этом году ESL (Electronic Sports League) анонсировали свой собственный турнир по Mortal Kombat X, который войдет в список дисциплин ESL Pro League. Сам турнир получил название ESL Mortal Kombat X Pro League. Участие в нём приняли игроки Северной Америки, Европы и СНГ. На лан-финале было разыграно более 50 000 долларов.
Гоночные симуляторы почти полностью провалились в борьбе за место в киберспорте. Сложившуюся ситуацию постарается изменить игра нового поколения – Project Cars, которая вышла в этом году. В сентябре начались первые соревнования в этой дисциплине. Соглашение между ESL, разработчиком Slightly Mad Studios и издателем Namco Bandai Entertainment позволит игре получить киберспортивное будущее.
Electronic Sports League организовали ESL Open Ladders по Project Cars, а в данный момент проходит чемпионат Go4ProjectCARS Europe со скромными призовыми в 150 € и еженедельной наградой в 50 €.
Как и множество других основных киберспортивных дисциплин, виртуальный футбол в лице FIFA начал свое шествие с локальных турниров, но вскоре, в 2000 году, стал основной дисциплиной крупных турниров, таких как World Cyber Games.
Кроме того, сама организация FIFA организовывает личный чемпионат FIFA Interactive World Cup, который проходит с 2004 года, а в данный момент началась регистрация на чемпионат 2016 года.
Усилиями компании Wargaming игра World of Tanks стала одной из киберспортивных дисциплин, особенно популярных в СНГ и Европе. В 2014 организована Wargaming.net League, которая должна была стать основной площадкой для турниров и чемпионатов, но она была реорганизована и оставлена как площадка для лиги.
Основным международным турниром по World of Tanks стал «Continental Rumble», который впервые прошел 17 октября в польском городе Познань. В Continental Rumble сражались лучшие команды СНГ и Европы, а победителем оказалась команда Tornado Rox, заработавшая звание Чемпиона Континента и $45 000 из общего призового фонда в $100 000.
Отдельно упомяну про игру Smite — она зарабатывает приз зрительских симпатий от пользователей Goha.ru
У игры свой отдельная площадка для турниров и лиг http://esports.smitegame.com/, которая напрямую поддерживается разработчиками. Свои составы по Smite имею такие известные команды как Cloud 9, Fnatic и Team Solomid.
В 2014 году игроки в Smite собрали призовой фонд в $2,145,803 для Чемпионата Мира, приобретая различные внутриигровые вещи подобно тому, как это было на The International 2015, чемпионате мира по DotA 2. Чемпионат мира 2015 по Smite имеет базовый призовой фонд в $600 тысяч, но будет увеличиваться за счет продаж предметов в игре. Кроме того все региональные отборочные лиги, имеют собственные фиксированные призовые фонды в $500 тысяч, для каждого из 5 регионов.
Пять самых популярных киберспортивных дисциплин в России
Россию принято считать страной, где самой популярной киберспортивной игрой является Dota 2. Это правда, но в нашей стране помимо игры от Valve есть ещё несколько соревновательных дисциплин, готовых конкурировать между собой на самых разных уровнях. Мы составили свой топ-5 самых популярных киберспортивных игр в России прямо сейчас.
World of Tanks
Если Dota 2 главная игра для молодого поколения, то World of Tanks – для наших отцов. Как соревновательная дисциплина WoT в нашем регионе имеет свою нишу и огромную аудиторию, для которой танки – нечто родное. По понятным причинам.
В киберспорте есть одна команда, которой многие годы пытаются составить конкуренцию на мировой сцене, — Natus Vincere. Их состав по WoT выиграл больше всего трофеев в истории дисциплины и продолжает доминировать на крупных соревнованиях. Финальный этап ближайшего турнира с участием Na’Vi и HR как раз можно будет посмотреть на фестивале WG Fest, который пройдёт 17 декабря. Мероприятие будет посвящено всем продуктам Wargaming, а его хедлайнерами станут музыкальные исполнители: Ёлка, «Каста» и «Би-2».
В преддверии фестиваля Remington и «М.Видео» проводят акцию для настоящих мужчин с гарантированным игровым золотом и шансом выиграть один из 30 лучших танков в игре. Всё, что нужно сделать: купить любой мужской продукт компании Remington в сети «М.Видео», загрузить уникальный код, который вы получите при покупке, на сайте акции и ждать результатов конкурса. Все покупатели гарантированно получат внутриигровое золото и шанс побороться за суперприз — танк ИС-6!
Dota 2
По-настоящему народная игра не только для российской аудитории, но и всего СНГ-региона. Её популярность начала расти ещё в 2003 году,
когда она существовала как модификация для WarCraft 3 под названием Defence of the Ancients. Тогда ни о каком киберспорте всерьёз не говорили на государственном уровне, не было зарплат, которые бы измерялись тысячами долларов, и турниров на крупных аренах и в театрах.
Мировая слава к игре пришла несколько лет назад. Сейчас русскоязычные трансляции крупных турниров смотрят десятки, а порой и сотни тысяч человек. Призовой фонд главного турнира по игре, The International, изменяется десятками миллионов долларов, а игроки в Dota уже сейчас — настоящие суперзвёзды киберспорта. Автор проекта, американская компания Valve, не останавливается на достигнутом и продолжает развивать свою игру.
Counter-Strike: Global Offensive
В начале нулевых сложно было найти дисциплину, которая была бы популярнее Counter-Strike 1.6. — в неё играл весь мир. Российская история любви к CS началась после победы M19 на самом престижном чемпионате – World Cyber Games. Тогда же съёмочная группа программы «Намедни» сняла репортаж для показа в эфире на НТВ. Уже после появились такие легендарные команды, как Virtus.pro, forZe, Natus Vincere и другие. Теперь это дисциплина, которую показывают по телевидению ведущие каналы от «Матч ТВ» до Turner. Потому что сложно представить более понятную игру для зрителя с точки зрения картинки и происходящего, чем CS:GO. К тому же здесь есть свои легенды и персоналии со своими историями, которые интересно рассказывать каждому.
League of Legends
Компания Riot Games объявила о разработке своей «доты» задолго до Valve. Небольшая на тот момент команда разработчиков хотела создать игру для хардкорных геймеров. Поначалу League of Legends выглядела ужасно, плохо работала и только после нескольких лет доработок вышла в свет. С тех пор Riot Games организовала собственные лиги во всех регионах, увеличила число пользователей, которые ежемесячно заходят в League of Legends, с нескольких тысяч до 100 миллионов человек, поучаствовала в различных локальных скандалах, взяла награду The Game Awards 2015 в номинации «Лучшая киберспортивная игра» и успела заработать более $ 1,6 млрд в 2015 году.
В СНГ League of Legends лишь пытается конкурировать с Dota 2. В России есть не только соревнования для профессиональных команд, но и студенческие лиги. При этом Riot аккуратно стараются создавать звёзд из собственных игроков (не без помощи и результатов последних). На чемпионате мира 2016 года команда из СНГ Albus NoX Luna прославилась своим выступлением благодаря выходу из группы, попаданию в четвертьфинал и победе над корейцами из ROX Tigers. Для состава, которому все аналитики гарантировали последние места, это фантастический результат.
Hearthstone: Heroes of Warcraft
Карточная игра, которую ещё до выхода в сообществе окрестили как «сплошной рандом и никакого мастерства». Благодаря профессиональным киберспортсменам тезис запросто ломается о серии побед на длинной дистанции и трофеи. В России много популярных игроков и стримеров, которые любят по вечерам провести пару-тройку партий в Hearthstone. Но есть и такие звёзды, как Павел Бельтюков. Россиянин выиграл чемпионат мира (самый престижный турнир) в 18 лет и прославился на весь мир своей невероятной игрой, везением и «камбэками». Теперь его зовут выступать на все турниры с участием мировых звёзд.
Рейтинг киберспортивных дисциплин
Киберспорт становится от года в год все популярнее, особенно, в период пандемии, когда все остальные активности были отменены или перенесены. Мы подобрали несколько самых популярных киберспортивных дисциплин, основываясь на размере годового призового фонда, числу зрителей на трансляциях и количеству активных игроков.
ТОП-5 популярных киберспортивных дисциплин
В этот ТОП входят самые популярные игры с самыми большими призовыми фондами, количеством активных игроков и зрителей трансляций. Это самые популярные в мире игры.
1 место: League of Legends
По количеству зрителей и призовому фонду данная игра смогла занять первое место в 2021 году. В среднем за трансляциями наблюдает около 1.9 млн человек, а размер призового фонда в этом году составил 8.1 млн долларов США. Пока количество аудитории игры держится на стабильном уровне — часть “отпала” в Северной Америке, однако это было компенсировано сильным ростом в Европейской лиге. Пока игра занимает первое место, но показатели могут ухудшиться в следующем году.
2 место: CS:GO
Игра с самым большим призовым фондом почти в 16 млн долларов. В отличии от других игр в рейтинге, эта дисциплина смогла даже показать рост в количестве проводимых турниров в этом году. В игре очень развита внутренняя экономика, основанная на продаже кейсов. Кейсы в КС ГО позволяют выигрывать с большей вероятности в турнирах, поэтому, затраты на их покупку могут окупиться в несколько раз, если речь идет о каком-то соревновании.
В общем CS:GO уверенно держит свои позиции, однако серьезного роста в ближайшее время не предвидится.
3 место: Arena of Valor
Это мобильная MOBA-игра, которая стабильно держит свои позиции от года к году. Призовой фонд в этом году вырос на треть и составил 9.5 млн долларов. Игра пока сохраняет высокие позиции, однако у нее есть много конкурентов, которые могут перетянуть внимание на себя.
4 место: PUBG Mobile
Данная игра есть как для мобильных, так и для ПК. В этом году игра сильно потеряла в призовом фонде, но он до сих пор остается внушительным — 6.2 млн долларов. Ожидается, что игра быстро “отобьет” потери. Особое внимание стоит обратить на ее мобильную версию.
5 место: DOTA 2
Ранее DOTA 2 могла похвастаться рекордным призовым фондом, однако из-за того, что значительная часть турниров была отменена из-за пандемии размер призового фонда уменьшился всего до 9.3 млн (с почти 45 млн) долларов. Произошло некоторое падение по количеству зрителей, однако Дота до сих пор имеет свою стабильную аудиторию. Угасание дисциплины маловероятно, но и значительного роста ждать не стоит.
Это были 5 наиболее популярных киберспортивных дисциплин с самыми большими призовыми фондами и огромной аудиторией. Некоторые из них ожидаемое будут и дальше продолжать расти.
Топ 5 самых популярных
киберспортивных дисциплин
Ни для кого уже не секрет, что киберспорт в последнее время переживает скачок популярности. Миллионная аудитория, огромные стадионы — и все это только для того, чтобы болеть за свою команду, это непередаваемые ощущения.
Киберспорт начал развиваться в России почти 20 лет назад и был признан официальным видом спорта. До сих пор соревнования на основе видео игр не теряют интерес публики. Поэтому, мы решили сделать подборку самых популярных киберспортивных дисциплин.
5 место — StarCraftII: WingsofLiberaty
5 строчку нашего топа занимает одна из самых первых стратегий. Эта игра по праву считается самой сложной дисциплиной в киберспорте.
StarCraftII — это стратегическое поле, в котором нужно уничтожить все здания противника. Также вражеские и дружеские герои добывают ресурсы, сражаются друг с другом.
В 2012 году от компании Blizzard Entertainment поступило заявление о проведении турнира World Championship Series по игре StarCraft 2. В финале приняли участие сильнейшие игроки, а чемпионом мира стал корейский киберспортсмен Lee-Sak «PartinG» Won. Победителю вручили чемпионский кубок и приз в $100 000. Именно после этого события игра стала основной киберспортивной дисциплиной Battle.net World Championship Series.
4 место — Smite: Battleground of the Gods
На 4 месте игра в жанре MOBA — Smite. Персонажи в этой игре — это боги греческой, египетской, римской, индийской, китайской, японской, скандинавской, мезоамериканской, кельтской и славянской мифологии. Каждый игрок управляет героем-богом с тремя базовыми способностями, одной самой сильной (её еще называют ультимативная, или просто «ульта»), одной пассивной («пассивка»). Также каждый бог может на свой выбор приобрести до шести пассивных предметов, которые просто находятся в инвентаре, не требуют использования.
Игра Smite немного выделяется среди других киберспортивных дисциплин, ведь у нее есть собственная площадка для проведения турниров и других соревнований. И это одна из причин, почему она занимает четвертое место в нашем топе игр киберспорта. Составы по Smite имеют множество популярных организаций всего мира, включая Fnatic, Team Solomid, Cloud 9.
В 2014 году, игроками Smite для чемпионата мира был собран призовой фонд в $2 145 803. Сборы проходили таким же способом, как и на The International по дисциплине Dota 2: пользователи покупают внутриигровые предметы (одежду на героев «сет», дополнительную анимацию и прочие улучшения, которые никак не отражаются на игре). Большая часть стоимости шла в копилку призового фонда чемпионата мира.
3 место — League of Legends
League of Legends является одной из самых популярных MOBA-игр, которая была создана компанией Riot Games. Впервые игра дебютировала на World Cyber Games еще в 2010 году. А начиная с 2011 года, компания проводит отдельные чемпионаты мира.
Как и другие популярные игры в режиме MOBA, игра League of Legends проходит на симметричном поле с вражескими и дружественными строениями, которые необходимо уничтожить для победы. Это делают «чемпионы» с различным набором способностей и базовых характеристик, на протяжении игры они их улучшают и становятся сильнее и полезнее.
В 2013 году США публично признали игроков киберспортивной сцены League of Legends настоящими спортсменами профессионального уровня. И оформить визы для них сейчас значительно проще. С помощью нововведений, киберспортсмены могут оставаться в США на протяжении 5 лет. Это стало весомым шагом в киберспортивной индустрии. В прошлом году был проведен чемпионат мира за звание лучшего, а призовой фонд составлял $3 000 000.
2 место — Counter Strike
Любимая игра детства, которая не изменяется в механике долгие годы. Существует множество карт, расцветок оружия, ножей и экипировки, но суть остается прежней. Это все тот же шутер от первого лица.
Суть игры состоит в борьбе двух команд: террористы и контр-террористы. Каждый игрок при входе в игру выбирает команду, за которую он хочет играть, либо же может просто следить за игрой в режиме «наблюдатель».
В последнее время данная киберспортивная дисциплина переживает настоящий «бум». Только за прошлый год проводилось более 14 турниров с призовым фондом более $2 000000.
1 место — Dota2
И победителем в нашем топе игр становится Dota 2 в режиме МОBA.
В игре принимают участие две команды по пять человек, каждая из которых имеет собственную базу на карте. Все игроки управляют одним из героев, обладающих уникальными способностями и различными стилями игры. Побеждает команда, разрушившая главное здание противника, отсюда и название игры («Defense Of The Ancient» или «защита древних»).
Самый крупный турнир по игре — The International, ежегодно проводимый в Сиэтле и собирающий самый крупный призовой фонд, в 2017 году он составил $23 500 000. Каждый сезон Valve также организует The Major. Крупные профессиональные турниры по Dota 2 транслируются на видеостриминговых сервисах, иногда набирая свыше миллиона зрителей одновременно.
Так или иначе, видеоигры стали неотъемлемой частью нашей жизни и,если вы любите компьютерные игры, то вам точно стоит обратить внимание на этот обзор. Не забывайте, что игры это досуг, а не смысл жизни. Играйте и получайте удовольствие.
Автор: Виктория Тоноян
Редактор: Полина Онисенко
Источник фото